Почему личный автомобиль обречён

Пару дней тому назад автор этих строк наткнулся на видео с испытаний беспилотного «Яндекс-кара» на московских улицах и запостил его у себя в фейсбуке с кратким комментарием о том, что скоро личному автотранспорту конец. В ответ понеслись многочисленные обвинения в покушении на «нашу и вашу свободу», на «самое святое» — и всё в таком духе. Ну да, что поделаешь: мы по-прежнему живём в очень бедной стране и автомобиль для нас лишь на одну четверть — средство передвижения, а на оставшиеся три — показатель статуса. «Новая “бэха”-СЕМЁРКА?!» — сверкая глазами, спрашивает Юра Дудь у организатора рэп-батлов по прозвищу Ресторатор, а тот в ответ ехидно улыбается. Потому что жизнь-то удалась!

В общем, сама мысль о возможном скором конце эпохи его величества Личного Автомобиля вызывает у нас священный ужас. Ведь мы ещё не накушались толком, а блюдо со стола уже уносят, как же так? Но давайте смотреть правде в глаза: личный транспорт ограничивают везде, даже в цитадели массовой автомобилизации, в Соединённых Штатах имени Генри Форда. То есть да, в любимой режиссёрами сериалов «одноэтажной Америке» крохотных городков уровня Честер-Миллз и Бон-Темпс до сих пор цветёт и пахнет полная автосвобода: покупай что хочешь, где хочешь, можешь ездить сколько угодно без техосмотра и ничего за это не платить. Но за МКАДом, как известно, жизни нет, а там, где она есть, то есть в Нью-Йорке и других миллионниках — для водителей-частников всё устроено очень жёстко. Вас бесят платные парковки Собянина? А как насчёт платы за проезд по мостам и тоннелям от пяти до пятнадцати долларов в зависимости от времени и направления? Как насчёт не двух, как у нас, а одной разрешённой для парковки стороны улицы, причём она будет меняться каждый день?

А может, вам больше понравится плата за въезд в центр города в размере десяти фунтов (787 рублей). как в Лондоне — единственном мегаполисе мира, где количество машин в частном владении ежегодно не растёт, а снижается? Или аукцион на право владения автомобилем, увеличивающий его цену как минимум вдвое, как это сделали в Сингапуре? Про Старую Европу мы скромно промолчим. Думаете, датчане и голландцы просто так крутят педали велосипедов практически при любой погоде? Нет, потому что налоги на автомобиль и на парковку, акцизы на бензин и всё прочее там «конские». Похоже, что автомобилистам нигде нормальной жизни нет, а скоро её совсем не будет.

Потому что человечество в эту игрушку наигралось.

Сторонники частных авто любят приводить в свою защиту единственный и главный аргумент — пресловутую «свободу передвижения» из точки А в точку Б. Правда, забывают добавить, что свобода эта весьма относительна: в городе она ограничена допустимой скоростью потока, а в сельской местности — типом дорожного покрытия. BMW X7 действительно очень хорошая машина, но много ли от неё проку на сельской грунтовке, особенно весной? Значит, для того чтобы получить подлинную, а не мнимую свободу передвижения, придётся обзавестись уже несколькими автомобилями. Вот и кончились все плюсы, а начались минусы.

Их можно перечислять до бесконечности, но мы коснёмся самого главного, можно сказать, «системообразующего» — крайне неравномерного использования автомобилем общего пространства. Среднестатистическая частная машина ездит полтора-два часа в сутки, а всё остальное время стоит — как правило, на улице, где занимает место примерно шести человек. В ситуации Москвы эта проблема в принципе нерешаема: высотные паркинги в городе с «золотой» землёй обойдутся очень дорого, а крупные подземные сооружения здесь строить ещё дороже из-за близости к реке и сложных грунтов. В результате машины бросают как попало вдоль улиц, из-за чего они сокращают уже собственное пространство, а заодно уменьшают поле зрения пешеходам. Припаркованные прямо на пешеходном переходе огромный минивэн и большой кроссовер, а люди тонкой струйкой протискиваются между ними, отчаянно вертя головой, чтобы не попасть под колёса, — это, к сожалению обыденная картинка на улицах нашей столицы.

Почему личный автомобиль обречён

И это мы не берём в расчёт непрерывно нарастающую (вместе с ростом числа частных автомобилей) потребность в расширении дорожной сети. Как сказал один знакомый ещё в лужковские времена, когда только начались «форд-фокусы в кредит», а с ними пришли и первые гигантские пробки: «Чтобы решить эту проблему, придётся снести весь центр Москвы и выстроить всё заново логистически правильно», — читай «по клеточкам», как в американских городах. В качестве альтернативы существуют варианты, задействованные в небольших европейских столицах или в городах Дальнего Востока, где автомобильные полосы либо полностью убирают под землю, либо, наоборот, поднимают над улицами на эстакадах. Про возможность строительства в Москве второго метро для частного транспорта всё было сказано выше, а жить и гулять под шумным бетонным «зонтиком» вы сами не согласитесь. Значит?

Вот, собственно, робокары, накатывающие сейчас первые километры по городским улицам, а также город, который первым запретит у себя движение транспортных средств, управляемых человеком, и дадут ответ на этот вопрос. Свобода перемещения у автоматических такси будет такой же, как и у частного автомобиля, но с одним маленьким исключением: они не будут стоять. Высадив одного пассажира у выбранной им конечной точки, робокар немедленно отправится за следующим, не захламляя собой город. Помимо собственного модуля навигации, автоматическое такси станет непрерывно обмениваться информацией с центральным городским компьютером организации дорожного движения, что позволит прогнозировать пробки ещё до их возникновения и своевременно перенаправлять лишние машины в обход проблемного участка. Разумеется, вырастет и безопасность поездок, что особенно важно в России, теряющей за год в ДТП примерно две стрелковые дивизии времён ВОВ. Наконец, в такой автомобиль можно будет сесть после бурных возлияний с друзьями, писать из него в Фейсбук, говорить по телефону или общаться в мессенджере — то есть всё то, что строжайше запрещено обычным водителям. А значит, свободы-то как раз станет больше. А личный автомобиль постигнет судьба лошади: он превратится в спортивный снаряд, на котором будут кататься для развлечения по специально оборудованным автодромам.

Да, кому-то наверное грустно будет расставаться с привычной «баранкой» и педалями, но будущее уже рядом и его не отменить.

Фотографии: Depositphotos
Автор: Алексей Байков




x
Подписывайтесь =>