Пролетарии, не расслабляйтесь!

Тридцать три века тому назад неравенство, неизбежно возникающее в условиях свободной рыночной экономики, было такой же острой проблемой, как и сейчас. «И когда обеднеет брат твой и будет продан тебе, не порабощай его работой рабской и не властвуй над ним с жестокостью», – говорится в библейской главе «Беар», которую иудеи всего мира читают на этой неделе, и звучит это по сей день очень актуально.

Рыночная экономика способствует развитию цивилизации, технологическому прогрессу и накоплению благ и капитала, но при их перераспределении возникают перекосы, приводящие в результате к сокрушающему неравенству между более или менее успешными участниками рынка, в который превращен весь мир. Это неравенство проявляется уже на старте игры, а со временем лишь растет – богатые только богатеют, а бедные – беднеют.

Экономическое неравенство приводит к неравенству влияния и всё большей концентрации власти и ресурсов в руках богатых, которые неизбежно в силу своей человеческой природы начинают угнетать слабых. Об этом не единожды говорили библейские пророки. Например, пророк Миха открыто изобличал тех, кто «возжелают и берут силой поля, отнимают дома и обирают человека, его род и его наследие». А пророк Йешаягу пошёл еще дальше и констатировал, что дело не в «отдельных перегибах на местах», а в том, что богатые целенаправленно устанавливают такую политико-экономическую систему, которая дает им возможность богатеть за счет других: «Горе тем, кто устанавливает несправедливые законы и издает жестокие указы, чтобы сделать вдов своей добычей и грабить сирот».

С точки зрения иудаизма, рыночные отношения, которым в настоящем мире, похоже, нет альтернативы, необходимы для удовлетворения потребностей людей, но сами люди созданы вовсе не для того, чтобы обслуживать рынок. На практике это подтверждалось еще несколько тысяч лет назад более гуманными по сравнению с обычаями того времени законами. Например, в юбилейные годы, которыми в библейском тексте названы каждый седьмой и пятидесятый год, рабы получали право выхода на свободу, а заодно прощались все долги. Эти практики внутри еврейского общества были нацелены на разрешение проблемы неравенства без серьезных политических изменений. Но на психологическом уровне речь идет о применении идеи, которую французские революционеры назовут в конце XVIII века «свобода, равенство и братство». К слову, в обсуждаемой нами библейской главе «Беар» слово «брат» встречается аж десять раз!

Идея братства, какой бы племенной и архаичной в современном мире она ни казалась, на самом деле полностью вписывается в логику эволюции. Из работ биологов нам известно такое явление, как родственный отбор, в соответствии с которым в приоритете других связей преобладают родственные связи – индивидуум с большей готовностью жертвует ради близких ему людей. Ведь одно дело – учредить альтруистические практики раз в семь или в пятьдесят лет, а совсем другое – построить общество, в котором люди будут ощущать себя единым народом и начнут нести ответственность друг за друга. Чтобы это произошло, члены общества должны осознавать себя как одну семью. Именно поэтому в библейском тексте евреи представлены не как народ, а как одна семья – потомки Авраама, Ицхака и Яакова. И на протяжении всей истории осознавали себя одной семьёй, в которой вполне естественно помогают попавшим в тяжелое положение и в беду. В иврите, кстати, для таких понятий, как «справедливость» и «благотворительность», используется одно слово – «цдака».

А еще одна цитата в развитии этой идеи из обсуждаемой нами главы «Беар» – «Земля не может быть продана навеки, ибо это Моя земля, вы же – пришельцы и поселенцы у Меня» – открывает перед нами революционную истину: абсолютной собственности не существует, поскольку в конечном счете вся земля безраздельно принадлежит её Создателю. Поэтому мы являемся очень относительными хозяевами собственного имущества – оно всё вместе с нами самими принадлежит Творцу. Имущество, скорее, дано нам во временное пользование. И если вы взгляните на собственные активы как на временно вверенное вам имущество, которое вы должны использовать не только на собственное благо, но и для блага других людей, то жизнь ваша изменится. Не спрашивайте, что вы можете получить. Спрашивайте, что вы можете дать – и ваша жизнь станет намного более светлой и интересной, потому что таким образом вы осветите жизнь других людей и наполните собственную смыслом. Станьте благословением для окружающих – и ваша жизнь тоже наполнится добром.

Главный раввин Великобритании
Джонатан Сакс

Материал подготовила Шейндл Кроль

Источник: jewish.ru




x
Подписывайтесь =>